Что такое TFP
или TFCD и что с этим делать?
«Фотосессия
бесплатно» - эти слова
ласкают слух любой девушки. И в один прекрасный день такая девушка
узнает, что это реально и что действительно можно получить фотосессию «на
халяву» – точнее, на условиях TFP или TFCD. Эта аббревиатура расшифровывается
как Time for print – «время за распечатки». Означает то, что модель тратит свое
время, позируя фотографу, а за это получает снимки (существует еще вариант TFCD
– в этом случае снимки не распечатываются, а выдаются модели в электронном
виде).
Неискушенному
человеку со стороны кажется, что все действительно легко и просто – «модель»
крутится перед камерой, «фотограф» – нажимает на кнопку. К сожалению, в
реальной жизни, формула «время – снимки» оказывается очень упрощенной и как
следствие, приводит к возникновению недопонимания между моделями и фотографами.
Корни этого уходят глубоко и виноваты в этом одинаково обе стороны. Давайте посмотрим
на процесс «TFP» с самого начала.
Будем
акцентировать внимание на фотографах, но все нижеизложенное практически
аналогично и с точки зрения модели. Тех, кто дочитает это сообщение до конца,
ждет небольшой сюрприз :-)
Пока
фотограф только-только осваивает искусство фотографии, а модель – еще не
модель, а просто симпатичная девушка, проблем с TFP обычно нет. Фотограф всегда
рад пофоткать «свежее тело», а модель рада позировать любому человеку с
фотокамерой. Часто этот процесс называется «погулять и пофоткаться». Никаких
сопутствующих затрат, кроме «время – снимки» нет.
Мастерство
фотографа растет, модель, если обнаруживает в себе задатки модели, тоже их
развивает. Оба набираются опыта. Наступает время, когда и фотограф и модель
зарабатывают своими умениями на жизнь. И среди череды трудовых будней наступает
время творческих проектов. Фотограф может захотеть опробовать какой-нибудь
технический прием или световую схему. Или же модель – воплотиться в каком-то
интересном образе. Модель и фотограф все еще нужны друг другу – только в каждом
конкретном случае один заинтересован в другом больше, и условия TFP становятся
сложнее. «Идея» ценится в фотографии, но на ее воплощение могут потребоваться
дополнительные средства: как минимум это реквизит и оплата студии. В этом
случае более заинтересованная сторона несет на себе эти дополнительные расходы,
иногда – при взаимном интересе и договоренности – расходы делятся пополам. А
когда речь заходит о деньгах, начинаешь более тщательно выбирать себе партнера
для реализации проекта, чтобы потраченные деньги не оказались выброшенными на
ветер. Согласитесь, обидно придумать идею съемки, вложить в нее не только
время, но и деньги, а в результате связаться с непрофессиональной моделью,
которая может все испортить.
Поэтому TFP
– это не халява, если ваш подход к фотосъемке хоть сколько-нибудь серьезен. И
далеко не развлечение. Это труд, труд модели и труд фотографа. Если вы – модель
и хотите устроить TFP-фотосессию у понравившегося фотографа, вам нужно
приложить чуть больше усилий, чем просто написать фразу «очень нравятся Ваши
фотографии, хочу сняться у Вас TFP или TFCD». Когда фотограф вырастает из
«прогулочных фотосессий», TFP с первой попавшейся моделью ему становится
неинтересно. Да, у фотографа могут быть свои творческие замыслы, для которых
может потребоваться модель на условиях TFP, но с большой долей вероятности
фотограф обратиться к уже проверенным моделям. Вы его можете заинтересовать,
только если четко представляете, чего вы хотите от съемки и что готовы вложить
в нее.
Исключения,
конечно, бывают – например, многие фотографы с радостью согласятся устроить вам
фотосессию в стиле «НЮ» :-)
Не менее важный момент - понимать, что значит
"работать". Модель со съёмки уйдет измочаленная и еле
стоящая на ногах. Это если она работает. Большинство же желающих участвовать в
проектах TFP не хотят работать.
Важно
также полное понимание того, чем "модель" отличается от "девушки
с красивой фигурой". Знание поз, понимание, как выглядишь в каком ракурсе
и под каким светом, умение корректировать их приходят либо со знаниями из
модельной школы, либо с опытом от нескольких десятков съёмок. Без этих знаний
вполне красивые девушки начинают "позировать" – и получается либо
сломанная спина, либо неестественно вывернутые руки-ноги-шея тела. Исправлять
это - дело трудоёмкое и в условиях бесплатной работы опытного фотографа, вообще
говоря, лишнее. Нет, он разумеется может с этим всем справиться, только стоит
ли мучаться Ведь исправление ошибок после съёмки может занять часы и
дни, а опытная модель сама выберет лучший дня нее постав головы и
тела, у опытной модели не будет "плыть" поза от дубля к дублю (а
между ними может пройти несколько минут), опытная модель прекрасно впишется в
образ, заранее подготовившись к нему.
Психологическая
подготовка модели - умение естественно, легко и уверенно держаться перед
камерой, не стесняться фотографа - тоже приходит только с опытом. Важно
доверять фотографу. Глаза испуганной лани, трясущиеся коленки и стыдливо
прикрытая грудь конечно выразительны, но, как правило, идут вразрез с работой.
Исключительно
важный момент - взаимопонимание модели и фотографа, без которого творческая
работа лишена смысла. Получается оно или нет - это выясняется уже только при
попытке работать вместе. Если короткую съёмку можно "вытянуть", то
продолжительная вымотает обоих, причём результат, вероятнее всего, окажется
отрицательным.
Итак, в
качестве резюме, небольшой список советов для моделей, ищущих TFP-съемку:
* здраво
оцените себя как модель (внешние данные и мастерство) и оцените мастерство
фотографа, к которому вы обращаетесь для TFP съемки. Если уровень фотографа
существенно выше, чем ваш как модели, маловероятно, что Ваша кандидатура
заинтересует его в настоящий момент;
* продумайте образ, который Вы хотели бы воплотить при съемке;
* посмотрите работы фотографа - не имеет смысл предлагать
фотографу снять то, что он уже реализовал с другими моделями;
*
определитесь, насколько вы готовы нести материальные расходы, связанные с
фотосъемкой – как минимум задумайтесь об оплате студии исходя из того, что
времени понадобится не менее 3-х часов;
*
озаботьтесь вопросами макияжа и стиля – будете ли вы все делать сами или
привлекать специалистов;
*
подумайте, чем вы – именно ВЫ – могли бы заинтересовать этого фотографа: особые
внешние данные, согласие на съемку «НЮ», какая-то необычная идея или место
съемки (если это не студия);
* готовы
ли вы подписать модельный релиз? (О модельном релизе напишу в одном из
следующих сообщений);
* решив
написать фотографу, избегайте шаблонных фраз – фотографы творческие люди и им
вряд ли понравится сознавать, что вы свое предложение скопипастили нескольким
десяткам фотографов в надежде, что с кем-то да и выгорит.
И под
конец кое-что из того, что НЕ НАДО писать фотографу, если модель хочет TFP
или TFCD-съемку:
- «мне нравятся ваши работы, хочу с вами сотрудничать». Во-первых,
это шаблонная фраза. Во-вторых, в данном случае, слова «Ваши» и «Вами» надо
писать с большой буквы – это вежливость. В-третьих, если модель решила написать
фотографу и хочет сотрудничать, то как минимум она должна представлять конкретную
идею съемки, чтобы заинтересовать собой, поэтому ни в коем случае не
ограничивайтесь одной этой фразой;
- «если у вас есть своя студия,
с радостью с вами поработала бы» – из этого сразу видно, что модель хочет
халявы и вкладывать какие-то средства не намерена;
- «готова воплотить любые ваши идеи» – такими фразами вообще не
стоит разбрасываться. Мало ли какие идеи у фотографа. :-)
- «хочу поработать с Вами TFP или TFCD при
условии…» – не самая удачная мысль начинать общение с фотографом с выдвижения
условий – все условия обговариваются, но потом.
Идеальное
предложение о TFP или TFCD съемке выглядит примерно так: «Добрый
день, я Маша (Катя, Наташа, Лена…) Хотела бы вам предложить взаимовыгодное
сотрудничество на основе ТФП или ТФСД. У меня есть идея, которая соответствует
стилю и тематике ваших работ. (Далее – изложение идеи). Визаж сделаю сама
(найду визажиста, стилиста…любые варианты). О себе – пунктуальная (!!!)
обязательная, работоспособная. (Снепшоты, тесты и портфолио прилагается в виде
ссылки, либо высылаются на почту.)
Продолжительность
обработки фотографий
Обработка
творческой фотосессии - процесс, требующий определённого настроения и многих
часов. Поэтому фотограф может заниматься этим урывками в свободное время и при
наличии вдохновения. И поэтому Ваши фотографии будут появляться по одной-две
штуки раз в несколько дней. Общая продолжительность обработки может занять даже
несколько недель.
Сколько
фотографий делается в результате
При
нормальном течении работы в таком формате съёмки, за час делается от одной до
десяти постановок (и соответственно, фотографий). Обрабатывается один лучший
кадр с постановки, либо несколько - если это имеет смысл.
Звучит
вышесказанное оптимистично, но есть одно "но": все делают ошибки. И
чем меньше у всех участников опыта, желания работать, банального настроения -
тем больше получается дублей с ошибками (отсюда, кстати, вытекают требования к
моделям).
Дальше
вопрос состоит в том, насколько сложная постановка, сколько фатальных ошибок
совершено и насколько трудно это обрабатывать. Если обработка того стоит -
будет обрабатываться. Если проще переснять - постановка будет переснята, с
учётом и исправлением ошибок. Право принятия решения в данном случае принадлежит
фотографу.
Главная
особенность съёмок TFP или TFCD – положительный результат в виде «ура!
получилось!» отнюдь не гарантирован.
Заблуждения по поводу TFP или
TFCD:
"Урвать
фотки бесплатно"
Наиглавнейшее заблуждение
состоит в том, что девушки и молодые люди зачастую считают, что TFP или
TFCD - это то же самое, за что подруга заплатила от 30 у.е., только
бесплатно. Так вот, это - далеко не то же самое.
Творческие
съёмки и коммерческие съёмки имеют мало общего. Идеологически цель любой съёмки
- показать человека, красиво, выразительно, выделив отличия и передавая своё
видение человека в фотографии. Для творческой съёмки главное - передать идею,
настроение через образ, при этом модель чаще всего играет второстепенную роль.
"Бесплатная фотосессия"
На самом
деле, модель вкладывается в фотосессию наравне с фотографом. Это ее
время, старание, настроение и помимо всего прочего подготовка образа (одежда,
обувь, аксессуары и украшения, порой дорогостоящие)
"Повертеться
перед камерой"
"А
я вот так повернусь, эдак повернусь, ещё вот так - и всё это мне отдадут"
- так тоже многие считают. При таком подходе Вы получите диск с одной
фотографией и дарственной надписью.
Не
путайте TFP или TFCD с коммерческой съёмкой и кастингом. В реальности
придётся слушаться фотографа, держать неудобные позы долгими минутами, бороться
с затёкшими руками и ногами ради одного кадра... Если Вам это не интересно -
забудьте про TFP или TFCD.
"Мне
отдадут много фотографий"
Отдаются только обработанные, готовые фотографии. Делается их за
фотосессию максимально разумное количество (принципы, по которым определяется
"разумность" выбора, описаны раньше). Но практически всегда не больше
20, редко до 50.
Резюмируя
Текст
одного комментария, несколько вульгарный, но точно выражающий, что к чему:
По-хорошему, TFP или TFCD - процесс творческий и успех
зависит от обоих: и фотографа, и модели. Причем, даже если лажает кто-то один,
то результат съёмки идёт в помойку, потому что проще переснять, чем сидеть
лишние часы за обработкой. Из чего вывод - выбирай фотографа, который знает,
что делает, и работайте на съёмке до седьмого пота, книжки читайте, на курсы
модельные ходите - тогда результат будет. Это основная особенность TFP или
TFCD, которую большинство людей никак не хочет понять.
При
коммерческой съемке фотограф и модель РАБОТАЮТ – поэтому результат будет, т.к.
это работа. При съемке TFP или TFCD фотограф
и модель ТВОРЯТ – а данный процесс уже не подчиняется правилу «выжать результат
любыми ухищрениями».
Поздравляю,
Вы дочитали до конца. Надеюсь Вы не зря потратили время. Если у Вас возникли
вопросы или пожелания на TFP/TFCD, смело пишите мне сюда или http://sprashivai.ru/PhotoGvozd
Если Вы
не хотите ждать когда будет очередная фотосессия TFP/TFCD, можно всегда
договориться о платной фотосессии.